Нам, взрослым, кажется, что дети могут самозабвенно играть во что угодно, лишь бы заниматься какой-то активной деятельностью. Отчасти это так: игра — неотъемлемая часть детской жизни. Она не столько развлекает ребенка, сколько помогает освоиться в нашем взрослом мире, научиться чему-то новому, закрепить приобретенные навыки, справиться с эмоциями и впечатлениями (в игре дети могут сбрасывать в том числе и негативные переживания). Именно поэтому очень важно относиться к детской игре внимательно. Благодаря тому, какая игрушка или игра становится любимой для малыша в определенное время, вы можете понимать, что у него на душе, что его гложет, с чем он пытается справиться, какая часть его личности в данный момент активно развивается. Эти наблюдения используют в своей работе психологи, практикующие игротерапию. Но мы можем попробовать разобраться в некоторых аспектах жизни наших детей и без посторонней помоши.
Возраст диктует…
Всему свое время, и в игрушки, и в игры ребенок играет по мере того, как формируется его нервная система, как он растет и развивается. Не стот подгонять ребенка, перепрыгивая с одного этапа развития на другой, все должно происходить планомерно. Но с другой стороны, старайтесь создавать малышу питательную среду для развития — обеспечивать игрушками и забавами чуть-чуть опережающими его развитие. Тем самым вы будете создавать ему условия для продвижения вперед в собственном темпе.
От рождения до года. Естественно, новорожденному ребенку вовсе не нужны игрушки. Ему нужна любящая мама, грудное молоко, хороший уход. Совсем крошечный малыш, которому еще не исполнилось и месяца, плохо различает цвета (только основные — желтый, красный, синий, зеленый), не владеет своим телом (он только-только начинает его познавать), пугается громких звуков и резких движений. Его первая игрушка — яркий мобиль над кроваткой. Игрушки появляются в обиходе ребенка вместе с его развитием: вот он научился сидеть — значит, в его ручки можно уже что-то вложить (погремушки), потом он научится играть с кубиками, складывать пирамидки. А когда пойдет — тянуть за собой машинку на веревочке.
От года до трех. С каждым днем умения вашего непоседы множатся, у него появляются новые навыки, а с ними — новые игрушки. Чем больше развивается двигательная активность малыша, тем динамичнее его игрушки. Хотя именно в этом же нежном возрасте у ребенка появляются первые паззлы и конструкторы, и это очень правильно — малыш должен научиться усидчивости, доводить начатое дело до конца, сменять нервное возбуждение спокойствием. «Тихие» игры нужны для ребенка так же, как и подвижные.
От трех до шести. Дошколенок не только активен, но и очень любознателен. В этом возрасте на ура проходят всевозможные игрушки на пультах управления (машинки, самолетики, вертолеты). Активных малышей они завораживают тем, что так резво передвигаются. Благодаря транспорту на батарейках ребенок расширяет свои представления о возможностях движения, учится управлять ими, осваивает и закрепляет свои знания по части «право-лево», «быстрее-медленнее», «сильнее-слабее». Он учится ориентироваться в пространстве (еще бы, это же сколько сноровки надо, чтобы вписаться в поворот и не врезаться в стену!). Не теряют актуальности и настольные игры. Паззлы становятся сложнее (мельче детали), появляются сюжетные игры (по принципу квестов и аркад). Ребенок начинает играть в сюжетно-ролевые игры. Самые популярные — «Дочки-матери», «Семья», «Магазин», «Школа». Это очень важный этап развития! Благодаря сюжетно-ролевым играм ребенок учится взаимодействовать с другими людьми (кстати, именно в этот временной промежуток малыш начинает испытывать потребность в общении с другими детками, ему уже мало мамы-папы и бабушек с дедушками, да и скучно играть самому). Его ролевые игры связаны с социальной активностью. Кроме того, особенность психики ребенка такова, что, для того чтобы научиться чему-то, переварить полученную информацию, перевести новые знания и впечатления в умения и навыки, ему нужно их еще раз проиграть в игре. Поэтому дети и играют в мам и пап, водителей и медсестер, учительниц и учеников. Им очень важно справиться с тем грузом информации, которая падает на них ежедневно. А единственно доступный им пока способ это сделать — игра.
Скажи мне, кто твой герой…
Игра не только учит ребенка азам коммуникации. Благодаря ей он может выплеснуть и накопившиеся негативные эмоции. Для того чтобы понять, что гложет вашего малыша, и в целом — есть ли у него поводы для обид, присмотритесь к тому, во что он и грает.
Если сюжетно-ролевые игры, в которые играет ребенок, агрессивные (он отрывает головы куклам, ломает построенные им же здания, наказывает плюшевых мишек, не говоря уже о том, что не спасается ни один мобильный телефон), есть повод задуматься: не слишком ли вы строги с ребенком. Не имея возможности выразить свое негодование и несогласие словами, ребенок в игре сбрасывает стресс и негативные переживания. Подойдите к маленькому агрессору, сядьте рядом и попробуйте поучаствовать в его жестоких играх. Спросите, почему он наказывает игрушки, а что они плохого сделали, не больно ли им? Узнайте, кто из героев игры — сам кроха. Возможно, весь его гнев направлен на самого себя. И он — тот самый мишка, которого поставили в угол. Поняв это, не разоблачайте малыша. Лучше придумайте вместе с крохой сказку, обязательно заканчивающуюся хеппи-эндом, и проиграйте ее несколько раз.
Присмотритесь к сути любимой игры ребенка. К примеру, вам может казаться, что малыш не видит ваших с мужем ссор, а в игре его «почему-то» кукла спорит с плюшевой собачкой и «почему-то» вашими любимыми фразами. Опять-таки подключайтесь к игре ребенка и попробуйте привести все к счастливому знаменателю, скажите, что, хоть игрушки и спорят между собой, они все равно друг друга любят, как и вы с папой — ругаетесь, но любите. Кстати, это и вам знак, что ребенок все видит, и оттого, что вы многое скрываете, они не исчезают, а все равно присутствуют в его жизни в неосознанном виде.
Сюжетно-ролевые игры могут подсказать, чем конкретно интересуется малыш в данный момент. Что больше всего его занимает: отношения родители — дети, взаимоотношения с противоположным полом, темы дружбы, доверия и т. д.
Игры, в которые играет малыш, помогут вам понять, на каком уровне развития находится сейчас ваш кроха. Ребенок сам подскажет вам, что ему нужно для развития. К примеру, если он усиленно играет в поликлинику, значит, в данный момент его больше занимает вопрос освоения новых навыков. Ему сейчас будет интересно учиться чему-то, может, пришла пора познакомить его с человеческой анатомией? Если он приглашает в игру несколько героев — значит, он готов к групповым играм, к контакту с другими детками, возможно, пора записывать кроху в детский сад или создать условия для появления первых друзей.
Стоит еще обратить внимание на то, что сюжетно-ролевая игра отличается от игры-имитации. Они очень похожи: ребенок использует какие-то игрушки, игра имеет фабулу, сюжет. Но в игре-имитации малыш не участвует сам, он не присваивает себе либо другим какие-то роли. Он просто играет. Водит машинкой по ковру детской, например, издает соответствующие звуки, но не более. Он не ассоциирует себя ни с машинкой, ни с ее водителем.
Постарайтесь участвовать в играх ребенка, так вы всегда будете знать, что у него на душе, что его по-настоящему беспокоит и чем он сейчас живет.