Комедии убеждают нас, будто мальчишник всего лишь разнузданное веселье с высоким градусом, низким самоконтролем и блондинками, вылезающими из торта. Ах, как это мелко и несправедливо: истинный мальчишник
— это древняя традиция, ритуал, мистерия, если хочешь.
Он только делает вид, что просто ходит с друзьями в баню тридцать первого декабря, с ребятами в гараж по пятницам, на футбол, рыбалку или в бар. На самом деле с незапамятных времен неведомые силы (а вовсе не Серёга с Ромиком, друзья по песочнице в их общем дворе) побуждали мужчин отделяться от разумной части разнополого общества, чтобы в замкнутом кругу себе подобных совершать деяния разной степени брутальности. За много лет развития мужчины изменилось всё, даже баня. Узнав, какие мальчишники были у древних мужей, ты станешь переживать чуть меньше.
Бой-френды
Футбольный стадион чаще всего занимает первое место в списке мест и дел. Тебя, понятно, беспокоит сам факт, что с его умопомрачительным дизайнерским пальто, которое ты выбирала для него целую неделю, он настойчиво носит непонятный шарф неприятной расцветки? И ты начинаешь паниковать, когда представляешь, как в толпе болельщиков он, твой любимый интеллигентный Сереженька скандирует «Спар-так чем-пи-он!», или кто там вечный чемпион по его месту прописки? Но это, право, мелочи по сравнению с тем, как «болели» его далекие предки. Недаром кто-то сказал, что спорт—это та же война, только без кровопролития. Итак…
Самое время вспомнить, что самым популярным публичным развлечением в Древнем Риме были жестокие гладиаторские бои. И Спартак другой, и болельщики, а суть дела одна. У огромной арены собирались тысячи зрителей, которых Августин Аврелий называл насмешниками и издевателями. В своей «Исповеди» он необыкновенно точно описывает механизм того, как человек становится фанатом этих ужасных боев: «Подобные зрелища были ему отвратительны и ненавистны. Однажды он случайно встретился со своими друзьями, и они, несмотря на его резкий отказ, увлекли его в амфитеатр. Как только увидел он эту кровь, он упился свирепостью; он не отвернулся, а глядел, не отводя глаз; он наслаждался преступной борьбой. Он был уже не тем человеком, который пришел, а одним из толпы. Теперь он не только ходил с теми, кто первоначально увлек его за собой: он опережал их и влек за собой других». Кроме того, иногда именно зрителям, а не императору предоставлялось право решать, оставить ли жизнь поверженному гладиатору, и при помощи знаков, криков и рева потерявшая контроль толпа делала свой выбор.
В отличие от гладиаторов-рабов участники средневековых рыцарских турниров были не просто свободными гражданами, но состоятельными феодалами. Для того чтобы получить право на участие, они должны были доказать свое благородное происхождение. И прекрасные дамы, кстати, изначально на турниры не допускались (мальчишник есть мальчишник). Турниры были одновременно и тренировками, и военными смотрами, и дикими забавами. При этом каждый из феодалов непременно привозил к месту проведения целую свиту, не только и не столько для практической надобности, сколько ради уверенности. И в то время как славные рыцари состязались на ристалище, группа поддержки всячески выражала свои эмоции, срывая горло и головные уборы. А ты говоришь, футбол.
Вокруг своей оси
Второе почетное место — у клубов. Нет, вовсе не английских, а тех самых, где шесты, музыка и бикини. Конечно, ему с друзьями время от времени просто необходимо обсудить важные вопросы мироздания в одном тихом местечке. И координаты этого места по чистой случайности совпадают с адресом «Жгучего перчика» или «Горячих клубничек».
Конечно, ты всегда можешь убедить себя, что там они просто располагаются за столиком в углу и ведут беседу о высоком, а вид шеста и девицы в леопарде вызывает лишь ассоциации с вращением планет вокруг собственной оси. Но иногда мысли, как твой бойфренд, мурлыча «Греховных мыслей мне сладка слепая власть», засовывает купюры в блестящие трусики стриптизерш, становятся навязчивыми. Самое время вспомнить о том, что мужчины древности были еще более беззащитны перед искусством пластики и ловкого сбрасывания одежд.
Изначально в древних культурах танец служил религиям: храмовые танцовщицы в Индии и Египте, например, использовали свое искусство для почитания и увеселения божеств. В Египте последовательницы культа Осириса обнажались во время танца и заканчивали его молитвой. (Может, местные стрип-дивы тоже считают их, Серегу и Ромика, всего лишь высшим разумом?)
Танец служительниц был почетной миссией, а сами девушки пользовались всяческим уважением. И лишь со временем пляска с раздеванием превратилась из священнодействия в способ получения личной выгоды.
Простые смертные мужского пола теперь могли наслаждаться дивными танцами, а танцовщицы назначали свою цену. Иногда цена становилась не просто высокой, а чудовищной. Так, царь Ирод Антип, пообещав Саломее, все, что она пожелает, за танец семи покрывал, в ужасе услышал, что нежная красавица желает голову пророка. Впрочем, обычно девицы оказывались менее требовательными.
В древнегреческом Коринфе дамы получали профессию гетеры в специальных школах. Музыка, математика и наука откровенного танца были обязательными предметами. Сумеешь своими танцами довести мужчину до экстаза и безрассудства — экзамен сдан.
Проходили века и тысячелетия, дивам то позволялось обнажаться в той или иной степени, то запрещалось под страхом страшной кары. Окончательный прорыв произошел около 120 лет назад, когда танцовщицы парижского кабаре «Мулен Руж» впервые официально скинули одежды на публике. Стриптиз стал частью разветвленной индустрии развлечений и законным увеселением, и теперь мужчины могут не опасаться, что, сбросив седьмое покрывало, красавица потребует чью-то голову на серебряном блюде.
Огонь и вода
Даже мальчики из хороших семей в ранней юности проходят через непременное боевое крещение алкоголем. В этом нежном возрасте количество (весьма изрядное) и качество (чаще всего неважное) выпитого — предмет бахвальства и гордости перед однокашниками. Потом они взрослеют, качество спиртного улучшается, количество снижается, но интерес к теме не пропадает. Встречи за рюмкой (бокалом, стаканом, бутылкой) горячительного остаются одним из вариантов мальчишника, иногда основным сюжетом, иногда вставной новеллой, предисловием или эпилогом.
Впрочем, умение пить много и не пьянеть всегда было в почете среди достойных представителей пола. В глубокой древности, кстати, далее врачи не видели в этом чего-то предосудительного, рассматривая только полезные свойства вина. И граждане были рады послужить Бахусу. Правда, делали это очень уж усердно, так что вопрос пришлось взять под жесткий контроль.
Порой очень жесткий. В древнем Китае, например, по указу императора каждого, кого застали во время попойки, немедленно казнили. Пьяниц древней Индии пытали, заливая в горло кипяток, горячее вино или расплавленный металл. И кто после этого не согласится, что алкоголь вредит здоровью? Но традиции есть традиции, и культура пития (не путать с бескультурьем), тем не менее была бережно пронесена сквозь века до наших дней.
Карты памяти
Преферанс с ребятами? Раз в месяц? Проиграл тысячу? В контексте истории это просто отличный результат.
Первыми, кто познал азартные игры, были еще боги Олимпа, по крайней мере, если верить рисункам на амфорах и архитектурным барельефам. В средневековой Европе кости бросали и рыцари, и епископы, и простолюдины. Додумались и до того, чтобы играть на деньги в шахматы и шашки. Но одними фигурами сыт не будешь. К XV веку карточные игры потеснили все остальные, а их разнообразие и уровень сложности возросли.
Кстати, популярный образ азартных пиратов-картежников довольно далек от реальности. Развлечение это было корсарам просто недоступно. Английский пират Бартоломью Роберте, он же Черный Барт, в Пиратском кодексе для своего корабля отдельным пунктом указывал: «Играть на деньги в карты или кости запрещается». Но, понятное дело, то, что не позволено пирату, позволено королю, особенно если он «король-солнце». Азартные игры были пагубной и неудержимой страстью Людовика XIV. Он терял замки, просаживал сотни тысяч ливров и не мог остановиться, его примеру следовала вся королевская рать.
Русское дворянство тоже любило резаться в карты. Солнце нашей литературы граф Лев Толстой в 26 лет проиграл в Баден-Бадене отчий дом. Особняк потом аккуратно разобрали и вывезли… Толстой играл два дня и две ночи, а потом воскликнул: «Окружен негодяями! А самый большой негодяй — это я!»
Письма Достоевского жене пострашнее сочинения по «Преступлению и наказанию» в школе: «Пошел на рулетку и все проиграл. Руки у меня дрожали, мысли терялись, даже проигрывая, почти как-то рад был, говорил: пусть, пусть. Наконец, весь проигравшись (а меня это даже не поразило в ту минуту), ходил часа два в парке. Воротился и пошел опять заложить часы».
Но все же, несмотря на общее наименование, карточные игры принято разделять на «азартные», где все подчинено случайности, и «коммерческие» (преферанс, вист), которые требуют от играющих применения интеллектуальных способностей, ума и сообразительности. Если твоего бойфренда привлекает последний вариант, то ни за него, ни за родовое поместье можно не беспокоиться.
P.S И вообще, когда ты знаешь, из какого сора и безрассудства растут нынешние мальчишники, их цивилизованной версии и милым ритуалам можно только порадоваться. А лучший способ не скучать во время ожидания — кодовое слово «девичник». Спорим, мужчинам ни за что не догадаться, что там на самом деле происходит.